Ее часто не замечают покупатели, но она напрямую влияет на средний чек любого магазина нижнего белья. Правильно подобранная фоновая музыка создает привлекательный звуковой образ торговой марки или мультибрендового бутика, увеличивает время пребывания в магазине и провоцирует совершать покупки. Рассказываем, что надо учесть при формировании плейлиста для магазина.
Вдохновитесь примером Victoria s Secret: компания выпускает специальные плейлисты на Spotify, чтобы люди могли включать «музыку из магазина» дома и чувствовать себя частью бренда.
Тишина не работает. Задумайтесь: если посетитель слышит разговоры продавцов и других покупателей, неизбежные технические шумы — комфортно ли ему будет выбирать изысканное нижнее белье? Музыкальное сопровождение скроет лишние звуки и создаст непринужденную обстановку.
Один из ведущих поставщиков медиарешений, Mood Media, проводит исследования о влиянии музыки на поведение покупателей. Так, в конце 2024 года компания сообщила, что клиентам важна сезонность. Они проводят больше времени за просмотром товара, когда играет сезонная музыка, 12% тратят больше, чем запланировали, а 44% с большей вероятностью вернутся в такие торговые точки. Прекрасный пример, как эмоции преобразуются в измеримые результаты!
Популярные хиты и песни проигрывают инструментальной музыке. Известные мелодии и слова могут отвлечь от выбора покупок. А незнакомые композиции подсознательно вызывают желание задержаться в магазине.
Ритм имеет значение. Бодрая музыка подходит продуктовым магазинам в часы пик, когда покупателей надо стимулировать быстрее передвигаться по торговому залу. Но там, где покупателям нужно время для выбора, нужны обволакивающие мелодии, они помогают сконцентрироваться и задержаться.
Артём Никалёв, руководитель сервиса «Кубик Медиа», советует ориентироваться на то, чтобы музыка оставалась для посетителей магазина ненавязчивым фоном: «Чтобы добиться такого эффекта, важно учитывать геометрию магазина, высоту и тип потолка». При этом в зоне касс и примерочных не должно быть «перегрузки» звуком.
Музыка — для клиентов. Не ориентируйтесь на собственные вкусы и уж тем более не доверяйте выбор аудиосопровождения продавцам. Надо учесть позиционирование бренда, его целевую аудиторию, сезон и ассортиментный ряд.
Например, в магазине с роскошным бельем будут уместны джазовые композиции в духе Синатры с чувственным саксофоном. А для бутика со стильными купальниками подойдет расслабленный trip-hop, deep house или атмосферный эмбиент. Магазину из категории массмаркета стоит обратить внимание на бодрые поп-композиции. Если ваша аудитория — молодежь, привлеките ее звучанием трендового K-pop.
Регулярно обновляйте плейлисты. Одни и те же композиции прискучат постоянным покупателям. При высокой проходимости надо учесть, что если утренняя аудитория магазина отличается от вечерней, это надо отразить и в музыкальном сопровождении.
Сара Левитинн, продюсер, диджей, музыкальный критик и директор по музыке канадского бренда Aritzia, регулярно выпускает плейлисты для розничных магазинов. Она говорит: «Наша музыкальная программа призвана привлекать покупателей в наши магазины. Бесчисленное множество покупателей написали о том, что зашли в наши магазины, потому что услышали микс, который им понравился».
Помните о требованиях закона. За соблюдением авторских и смежных прав на аудиоконтент следят инспекторы Российского авторского общества (РАО) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), а штрафы за незаконное воспроизведение музыки высоки. Даже классическая музыка небезопасна: мелодии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора, но остаются права исполнителя, они действуют 50 лет. Радио или телевизор в торговом зале тоже включать нельзя. Кроме того, реклама по радио, болтовня диджеев и случайный выбор песен разрушают комфортную для покупателей атмосферу.
Чтобы остаться в правовом поле, у магазина есть несколько вариантов. Можно заключить договор с РАО и ВОИС (объем платежей зависит от площади торговой точки) или посредником. Можно составить плейлисты из композиций с открытой лицензией Creative Commons. Можно заключить договор с исполнителем и транслировать только его музыку. В конце концов, можно довериться искусственному интеллекту: существуют специальные генераторы музыки.
Музыка дополняет имидж магазина, транслирует ценности бренда. И, конечно, она работает только совместно с освещением, правильной выкладкой, продуманными скриптами коммуникаций и аромакомпозициями. Даже случайные посетители, которые заглянули просто посмотреть, станут вашими постоянными клиентами, если их очарует атмосфера в магазине.